СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ БИОЛОГИЯ, 2008, № 2, с. 88-91

УДК 636.2:576.89

ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИИ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ПОДКОЖНОГО ОВОДА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА
В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.А. МАВРИН, А.А. НЕПОКЛОНОВ

В хозяйствах из разных районов Брянской области изучали особенности биологии (видовой состав, сезонная динамика образования желваков, сроки выпадения личинок на окукливание, сроки лета) у подкожного овода Hypodermabovis (строка) и H. lineatum (пищеводник), а также оценивали эпизоотическую обстановку по гиподерматозу крупного рогатого скота (распространенность и степень инвазии животных) в регионе.

Ключевые слова: подкожный овод, Hypodermabovis, Hypodermalineatum, гиподерматоз крупного рогатого скота, видовой состав, сезонная динамика образования желваков, сроки выпадения личинок на окукливание, сроки лета, степень инвазии животных.

Key words: gadfly, Hypoderma bovis, Hypoderma lineatum, cattle hypodermosis, specific structure, seasonal dynamics of grub formation, time of larvae exit for specie pupating, flying time, a degree of animals’ invasion.

К паразитарным заболевания, наносящим значительный экономический ущерб животноводству, относится гиподерматоз крупного рогатого скота (КРС), вызываемый личинками подкожного овода Hypodermabovis (строка) и H. lineatum (пищеводник). У больных гиподерматозом животных отмечается ослабление иммунитета, снижается молочная и мясная продуктивность. Кроме того, ухудшается качество получаемого кожевенного сырья (1).
Как известно, для организации необходимых профилактических и лечебных мероприятий необходимо знание особенностей биологии развития паразита. Видовой состав, фенологию, экологию подкожных оводов КРС в разных регионах изучали многие отечественные исследователи (2-4), отмечая при этом различия в видовом составе, сроках лета имаго, а также сроках паразитирования личинок в организме животного в зависимости от территории обитания. Так, А.А. Никонов (4) сообщает, что в условиях Тюменской области за последние 20 лет период развития личинок гиподерм под кожей спины животных увеличился в среднем на 24±5 сут, в связи с чем необходимо уточнить ранее полученные данные о биологии развития подкожных оводов в регионе и, как следствие, сроки борьбы с паразитом. Кроме того, должны быть ликвидированы пути его распространения. В основном такие исследования проводили в центральном и восточном регионах России (2-5), в то время как в юго-западном регионе им не уделялось должного внимания.
Цель настоящей работы заключалась в изучении биологических особенностей и распространения подкожного овода КРС в Брянской области, которая граничит с территорией Республики Беларусь и Республики Украина.
Методика. Наблюдения проводили в условиях Брянской области. Характер рельефа — слабоволнистая равнина, климат умеренно-континентальный, среднегодовая температура колеблется от +4,5 ˚С в северных районах (рп. Рогнедино) до +5,9 ˚С — в южных (г. Севск), максимальные положительные температуры отмечают в июле (от +18 до +19 ˚С), отрицательные — в январе (от -7,2 до -9,0 ˚С). Область в основном находится в лесной зоне с преобладанием смешанных лесов, представлена также растительность лугов, водоемов и болот.
Видовой состав оводов изучали на Клинцовском заводе первичной обработки кожевенного сырья, а также в хозяйствах Красногорского, Дятьковского и Севского районов на материале, полученном посредством сбора личинок на животных разных пород, возраста и пола. Сезонную динамику образования желваков личинками подкожных оводов определяли в СПК «Нива» (Красногорский р-н) и в ГОНО ЭСХ «Дятьково» (Дятьковский р-н) (отдельно у молодняка и взрослых животных), используя схемы регистрации поражений.
Для оценки эпизоотической ситуации по гиподерматозу КРС проводили выборочное визуальное обследование животных разных пород, возраста и пола в хозяйствах Красногорского, Севского (граничат соответственно с Республикой Беларусь и Республикой Украина), Выгоничского и Дятьковского (центральная часть области) районов. Определяли долю животных с гиподерматозом, степень их инвазии паразитом, а также анализировали данные ветеринарной отчетности.
Результаты. На территории Брянской области распространены оба вида подкожных оводов КРС — H. bovis (доминирующий) и H. lineatum: из 200 собранных личинок I и III стадий на первый и второй вид подкожного овода приходилось соответственно 81,3 и 18,7 %. 
Первые личинки под кожей у молодняка обнаруживали в конце января, у взрослых животных — с 1-й декады февраля. Подход новых личинок продолжался у молодняка до конца мая, у взрослых животных — максимально до конца июня, выпадение личинок из желваков на окукливание наблюдали с апреля по сентябрь. Общий период клинического проявления инвазии КРС — с конца января по сентябрь (приблизительно 8,5 мес).
П.В. Соловьев в 2005 году на Кожевенном заводе фирмы ООО «Коуджек» (г. Курск) в середине сентября обнаружил большое число личинок III стадии на парных шкурах коров из Брянской области (неопубликованные данные). При наблюдениях за 259 животными в СПК «Троебортное» (Севский р-н) мы установили, что лет оводов в Брянской области продолжается с середины июня до конца сентября.
По данным ветеринарной отчетности, показатель заболеваемости КРС гиподерматозом в Красногорском районе, граничащем с Республикой Беларусь, в 2005 году составил 3,9 %. Следует отметить, что среди животных из индивидуальных хозяйств он значительно выше среднего по району и равняется 20 %.
Согласно выборочным обследованиям КРС, проведенным нами в 17 хозяйствах Красногорского района, из 5488 животных 219 (4,0 %) оказались пораженными гиподерматозом. В некоторых хозяйствах (СПК «Северный», «Труд», «Палужский», «Рубеж») этот показатель составлял 5,4-9,4 % при степени инвазии 1-5 личинок на животное (табл.). В СПК «Нива» из 502 животных было поражено 18 (1-3 личинки), в СПК «им. В.И. Чапаева» из 712 животных — 25 (1-5 личинок). Отметим, что пастбища КРС этих хозяйств и хозяйств Республики Беларусь находятся в непосредственной близости (3-5 км).
Одна из главных причин такого эпизоотического состояния по гиподерматозу в районе — неполный охват всего поголовья скота осенними противооводовыми обработками, особенно в частном секторе. Выяснено также, что в обработанные от гиподерматозу хозяйства личинки подкожных оводов заносились со скотом, приобретенным у местного населения района. Кроме того, взрослые особи овода могут залетать с территории Белоруссии. Как оказалось, в частном фермерском хозяйстве «Вернигор» из 30 закупленных в Белоруссии бычков 25 были больны гиподерматозом.
По данным ветеринарной отчетности, в Севском районе, граничащем с Республикой Украина, больных гиподерматозом животных в 2005 году не отмечено. Однако при обследовании 1099 животных мы установили поражение подкожным оводом у 82 (7,5 %). Так, в хозяйстве СПК «Тимирязевский» подкожным оводом были поражены все 50 гол. (48 коров и 2 быка) (1-9 личинок на животное), в СПК «Подывотье» — 7,2 % (1-10 личинок), в СПК «Юрасовское» — 4,9 % (1-6 личинок). Осмотр скота из частного сектора в с. Хинель выявил 15,7 % больных животных (1-2 личинки на голову). Установленные нами неблагополучные хозяйства расположены вблизи границы с Украиной (см. табл.).

Характеристика пораженности крупного рогатого скота личинками подкожного овода в хозяйствах разных районов (Брянская обл., 2005 год)

Хозяйство

Число животных, гол.

Доля пораженных
животных, %

обследованных

пораженных

К р а с н о г о р с к и й   р а й о н

СПК «Большевик»

596

20

3,3

СПК «Нива»

502

18

3,6

СПК «Колос»

932

22

2,4

СПК «Рубеж»

149

14

9,4

СПК «им. В.И. Чапаева»

712

25

3,5

СПК «Дубенецкий»

82

4

4,9

СПК «Беседь»

685

23

3,4

СПК «Северный»

149

8

5,4

СПК «Морозовский»

265

12

4,5

СПК «Рассвет»

191

11

5,8

СПК «Яловка»

91

6

6,6

СПК «Родина»

502

16

3,2

СПК «Труд»

155

11

7,1

СПК «Селец»

131

9

6,7

СПК «Палужский»

91

7

7,7

СПК «Палуж»

102

6

5,9

ОАО «Агрохимия»

153

7

4,6

Всего

5488

219

4,0

С е в с к и й   р а й о н

СПК «Тимирязевский»

50

50

100

СПК «Подывотье»

180

13

7,2

СПК «Юрасовское»

346

17

4,9

СПК «Троебортное»

149

2

1,3

СПК «Восход»

289

0

0

СПК «Добрунь»

85

0

0

Всего

1099

82

7,5

Обследование в центральных районах Брянской области (Выгоничский и Дятьковский) показало отсутствие заболевания или более низкую степень инвазии. В Выгоничском районе в течение весенних месяцев среди животных пяти хозяйств больных гиподерматозом не обнаружено.
По данным ветеринарной отчетности, в Дятьковском районе больные гиподерматозом животные отсутствуют. Однако мы выявили одно неблагополучное по заболеванию хозяйство — пункт ГОНО ЭСХ «Дятьково», в котором доля пораженных животных составила 6,7 % (5-7 личинок на особь). Впоследствии выяснилось, что в этом хозяйстве при проведении осенних противооводовых мероприятий было нарушено наставление по применению гиподектина инъекционного (введенная доза препарата 1-2 мл/гол. не соответствовала рекомендованной — 3 мл/гол.). При обследовании КРС в частном секторе (г. Дятьково и с. Немеричи, Дятьковский р-н) (всего 50 гол.) у одного животного обнаружили 2 личинки подкожного овода.
Таким образом, анализ пораженности крупного рогатого скота (КРС) личинками подкожного овода в Брянской области показал, что в приграничных районах она значительно выше, чем в центральных. Следует отметить, что в области уделяется недостаточно внимания обмену соответствующей информацией с соседними странами — Украиной и Белоруссией, что осложняет или сводит на нет усилия обеих сторон по нормализации эпизоотической обстановки по гиподерматозу КРС. Значительное распространение заболевания в области также связано с неполным охватом поголовья осенними профилактическими обработками (прежде всего в частном секторе). Из-за недостатка в хозяйствах ветеринарных специалистов не во всех районах области проводятся весенние обследования, больные животные своевременно не выявляются, что приводит к распространению инвазии.
В этой связи положителен пример Евросоюза, где ежегодно проводятся конференции по проблеме ликвидации гиподерматоза КРС и приняты соответствующие государственные программы. В результате в большинстве стран Европы подкожный овод ликвидирован. В настоящее время в России назрела необходимость организации подобных мероприятий на государственном уровне, включая производство и внедрение препаратов, обеспечивающих 100 % эффективность при борьбе с гиподерматозом, и разработку специфичного метода ранней диагностики заболевания, позволяющего выявлять и обрабатывать только больных животных.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Н и к о н о в  А.А. Эколого-фенологические основы терапии и профилактики гиподерматоза крупного рогатого скота. Канд. дис. Тюмень, 2004.
  2. О к у н е в  А.М. Гиподерматоз крупного рогатого скота в Башкирии. Канд. дис. Фрунзе, 1988.
  3. П а к  И.П. Сроки подхода и внедрения личинок подкожного овода в Амурской области. Тр. ВНИИИВС, 1971, 40: 81-84.
  4. С е м е н о в  П.В. Подкожные оводы крупного рогатого скота в Западной Сибири. Автореф. докт. дис. Омск, 1972.
  5. Я м о в  В.З. Подкожные оводы крупного рогатого скота и меры борьбы с ними в зонах Сибири и Урала. Докт. дис. Тюмень, 1982.

 

ГНУ Всероссийский НИИ ветеринарной санитарии,
гигиены и экологии
,
123022 г. Москва, Звенигородское ш., 5,
e-mail: vniivshe@mail.ru

Поступила в редакцию
12 октября 2007 года

FEATURES OF BIOLOGY AND DISTRIBUTION OF CATTLE WARBLE FLY IN BRYANSK AREA

N.A. Mavrin, A.A. Nepoklonov

S u m m a r y

Biological properties of hypodermic gadfly Hypoderma bovis and H. lineatum (specific structure, seasonal dynamics of grub formation, time of larvae exit for specie pupating, flying time) have been studied in farms from different area of Bryansk region. Epizootic situation in cattle hypodermosis (distribution and a degree of animals’ invasion) has been studied in this region.