СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ БИОЛОГИЯ, 2008, № 3, с. 115-118

Деятели науки

К 80-летию со дня рождения академика РАСХН Э.Д. Неттевича

4 февраля 2008 года исполнилось 80 лет со дня рождения известного ученого-селекционера, дважды лауреата Государственной премии РФ, заслуженного деятеля науки РФ, академика РАСХН, доктора сельскохозяйственных наук, профессора Энгеля Даниловича Неттевича.

В истории НИИ сельского хозяйства центральных районов Нечерноземной зоны РФ (НИИСХ ЦРНЗ) имя Э.Д. Неттевича занимает особое место. Этому научному учреждению он посвятил 45 лет своей жизни, здесь во всей полноте раскрылась его плодотворная научная деятельность. Это был от природы талантливый селекционер, ученый-новатор, в совершенстве владеющий современной методологией научного поиска. В течение многих лет он стоял у руля немчиновской селекции, был ее незаменимым флагманом и дирижером. Не будет преувеличением сказать, что именно благодаря ему НИИСХ ЦРНЗ получил не только всероссийскую, но и мировую известность.
Родился Э.Д. Неттевич 4 февраля 1928 года в с. Красное Смоленской области в семье учителя. В 1947 году он поступает в Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева на агрономический факультет по специальности селекция и семеноводство. Уже в годы учебы, как отмечают его сокурсники, Э.Д. Неттевич заметно выделялся своими незаурядными способностями, целеустремленностью и увлеченностью наукой. Закончив в 1952 году с отличием академию, он направляется работать на знаменитую Шатиловскую опытную станцию в отдел селекции. Чуть позже поступает в аспирантуру к профессору В.Е. Писареву, который в то время работал в Немчиновке.
С 1957 года и до последних своих дней Э.Д. Неттевич работает в НИИСХ ЦРНЗ — сначала в должности младшего, а затем старшего научного сотрудника лаборатории селекции яровых зерновых культур. Вскоре после защиты кандидатской диссертации он возглавляет писаревскую лабораторию селекции яровых зерновых культур, позже преобразованную в отдел селекции яровых культур, и руководит им вплоть до 1997 года. Самоотверженный труд, постоянный научный поиск и непрерывное совершенствование методов селекционной работы позволили ему создать целую серию высокоурожайных сортов ячменя, яровой пшеницы и овса, обладающих высоким потенциалом продуктивности и превосходным качеством зерна.
За годы работы Э.Д. Неттевич создал 32 районированных сорта яровых зерновых культур, в том числе 15 сортов ячменя, 10 сортов яровой пшеницы, 6 сортов овса, 1 сорт гречихи. Особая заслуга Э.Д. Неттевича состоит в том, что он явился, по сути, селекционером-первопроходцем на зерновом поле Нечерноземья, так как до него высокоадаптивных сортов яровых зерновых культур  для условий этой зоны практически не существовало. По этим культурам здесь большей частью преобладали сорта инорайонной селекции. Многие годы немчиновские сорта ячменя, яровой пшеницы и овса занимали площадь более 4 млн га. От их использования страна получала и до сих пор получает большой экономический эффект.
В длинном перечне сортов, созданных академиком Э.Д. Неттевичем, к числу наиболее выдающихся следует отнести сорта ячменя Московский 121, яровой пшеницы Московская 35 и овса Скакун. По площади посева в производстве это сорта-миллионники, генетический потенциал которых удалось использовать наиболее полно. Ячмень Московский 121 стал первым сортом в стране по посевным площадям и долго удерживал это лидерство. За его создание и внедрение авторы сорта были удостоены Государственной премии СССР. Вторым таким сортом оказался овес Скакун, созданный в соавторстве с доктором сельскохозяйственных наук Е.В. Лызловым и другими сотрудниками. Этот сорт оказался непревзойденным лидером по потенциалу урожайности, адаптивности и экологической пластичности, благодаря чему был районирован во многих областях и республиках бывшего СССР. За его создание авторы сорта были удостоены Государственной премии РФ.
Но не только числом созданных сортов оценивается практический вклад селекционера. В основном все сорта яровой пшеницы селекции академика Э.Д. Неттевича относятся к ценным по качеству зерна. Этому направлению селекции он всегда уделял большое внимание. Критически оценив результаты «переделки» белозерной (сильно прорастающей на корню) яровой пшеницы сорта Московка в непрорастающую (сорт Краснозерная), он ищет новые подходы и приходит к выводу о целесообразности скрещивания яровых и озимых форм.
Созданный этим методом сорт Московская 35 триумфально прошел государственное сортоиспытание и был районирован в 17 областях России, включая Среднее Поволжье и Урал, чем сильно повлиял на структуру сортовых посевов. В короткий срок он занял площадь более 2 млн га, а многие хозяйства и целые районы по его урожайности вышли на рубеж 30 ц/га, получая при этом не просто зерно, а ценную и сильную продовольственную пшеницу.
В последующие годы на основе гибридизации яровых пшениц с озимыми были созданы еще более совершенные не только по урожайности, но также по устойчивости к полеганию и качеству зерна сорта — Родина, Приокская, Лада, Эстер и др. За разработку этого метода и созданные сорта Э.Д. Неттевичу была присуждена Золотая медаль им. П.П. Лукьяненко. Э.Д. Неттевич лично знал и дружил с академиком П.П. Лукьяненко, обменивался с ним селекционным материалом. Не секрет, что научный тандем этих двух маститых ученых сослужил большую пользу российской сельскохозяйственной науке.
Характерной чертой работы Э.Д. Неттевича была высокая культура научного поиска. Он никогда не брался за решение проблемы вслепую, не обдумав ее заранее в стратегическом, тактическом и методическом плане. Благодаря этому профессиональному качеству он мог правильно ориентироваться в безбрежном «научном пространстве», своевременно и правильно ставил задачу перед сотрудниками и всегда оказывался в числе ведущих разработчиков важнейших проблем селекции. Особенно высокую мобильность он проявил при смене направления селекции на улучшение хлебопекарных свойств у пшеницы и пивоваренных качеств у ячменя при внедрении метода электрофореза, методов биотехнологии в селекции на скороспелость, засухоустойчивость и др.
Неповторимый почерк Э.Д. Неттевича четко просматривается не только в методах селекции, но и в семеноводстве новых сортов. К этому его вынуждали реальные обстоятельства. Институт в Немчиновке, как известно, отличается от других зональных институтов тем, что никогда не имел своей селекционной сети, а земельные ресурсы для размножения новых сортов всегда были ограниченными. Проанализировав ситуацию, Э.Д. Неттевич смело идет на кооперацию работ по селекции и семеноводству с областными зональными научно-исследовательскими учреждениями. Благодаря его усилиям и под его руководством к работам по селекции яровой пшеницы и ячменя подключились Рязанский, Владимирский, Курский и Татарский НИИ сельского хозяйства, с участием которых был создан ряд высокоурожайных сортов. Чуть позже по его примеру, но уже в более широких масштабах была организована кооперация работ по селекции овса и других культур.
Оценка научных заслуг академика Э.Д. Неттевича будет неполной, если не упомянуть его вклад в разработку стратегии внедрения новых сортов, в теорию сортообновления и сортосмены. Испытав многие варианты внедрения новых сортов, он приходит к выводу, что административно-плановые схемы не срабатывают, небольшое количество семян новых сортов лучше распространять по принципу прямых связей с отдельными хозяйствами. И, надо сказать, его «мешочная» стратегия размножения сортов оказалась весьма эффективной. Он хорошо знал состояние дел в производстве и всегда поддерживал тесные связи с семеноводческими хозяйствами многих областей Нечерноземной зоны. Несмотря на занятость, он частый гость на полях хозяйств в областях Центрального района, Башкортостана, Татарстана. За большой вклад в повышение урожайности зерновых культур ему (единственному из «иногородних») было присвоено звание заслуженного деятеля науки Республики Татарстан.
Проведя обстоятельный анализ динамики сортосмены зерновых культур во всех регионах России, он обоснованно доказал, что в условиях рыночной экономики сортообновление нельзя заменять сортосменой, это ошибка и заблуждение. Главной задачей семеноводства должна быть не сортосмена, а сортообновление, цель которого — сохранение генетической идентичности сорта и продление его эффективного использования в производстве. Практика подтвердила правильность такой концепции семеноводства.
Характерная черта Э.Д. Неттевича — постоянное стремление к новому. В его селекционном творчестве никогда не просматривалось «черных дыр», не было временной остановки после очередного достижения. Понимание того, что топтание на месте в селекции очень дорого обходится стране, заставляло его неустанно двигаться вперед. В этом контексте характерна другая его черта — умение переживать  творческие неудачи. Это очень важное качество, потому что при работе над чем-то новым успех не всегда гарантирован. Пример тому — сорт ячменя Факел, полученный как короткостебельный мутант растений сорта Московский 121. Когда оказалось, что этот сорт не имеет перспектив на районирование, сам автор настоял на снятии его с испытания. Найти другой пример подобного гражданского мужества очень трудно. Причина, наверное, в том, что способность объективно и критически оценивать сорта собственной селекции у селекционеров встречается редко.
Список научных трудов Э.Д. Неттевича включает 325 наименований, среди них 9 книг. Многие его работы стали классическими и широко используются в учебных программах сельскохозяйственных вузов.
Большая его заслуга состоит в создании сильной научной школы по селекции. За годы работы им было подготовлено 23 кандидата и 5 докторов наук. Он сам подбирал себе учеников и сотрудников, был строг и требователен к ним, заставлял много над собой работать, полагая, что без трудолюбия не может быть настоящего ученого. Все его аспиранты успешно защитили диссертации и отличались высоким уровнем научной подготовки. Многими из них он гордился, следил за их творческим ростом, заботился и всячески помогал.
Достигнув 65-летнего возраста, Э.Д. Неттевич без колебаний перешел на должность главного научного сотрудника, показывая этим пример для других. Он считал, что принятые в западных странах правила в отношении возрастного ценза для руководителей научных коллективов должны применяться и в России. Смена поколений неизбежна, и этот процесс нельзя тормозить и сдерживать. Никогда не кичился своими высокими научными степенями и званиями, полагая, что они — простое приложение к исследователю, а не его визитная карточка. В этой связи всегда подчеркивал, что важны знания, а не звания.
Исключительно скромный в будничной жизни, Э.Д. Неттевич заслуженно пользовался авторитетом не только в коллективе института, но и среди ученых Россельхозакадемии. Длительное время он являлся членом бюро Отделения растениеводства РАСХН, Экспертного совета ВАК, Комитета по Государственным премиям, ряда координационных советов, входил в состав редколлегий многих научных журналов. За успехи в работе был награжден орденами Знак Почета и Трудового Красного Знамени.
Скончался Э.Д. Неттевич 15 июля 2002 года. Проходят годы, но начатое им дело живет и продолжается в трудах его последователей и учеников. Селекция как наука развивается и обогащается новыми теоретическими и практическими достижениями, совершенствуется технология селекционных работ, растут темпы и масштабы их проведения. Многие научные проблемы, над которыми он работал, актуальны и сегодня. Мы же должны помнить о нем и знать, что вся жизнь этого замечательного ученого — образец беззаветного служения любимому делу, пример исключительного научного «фанатизма» в смысле страстной преданности своим убеждениям и научной принципиальности, глубокого оптимизма и веры в созидающий потенциал селекции.

Академик РАСХН А.А. Гончаренко