УДК 575.8:50

АКАДЕМИК А.С. ФАМИНЦЫН: ОТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ К ЗАПРОСАМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

К.В. МАНОЙЛЕНКО

Андрей Сергеевич Фаминцын (1835-1918) — классик физиологии растений (по определению К.А. Тимирязева, рациональной основы земледелия), занимающий почетное место в истории науки. Он удачно сочетал экспериментальный и теоретический (эволюционный) подход к изучению функциональной системы растения, был талантливым педагогом, организатором науки, крупным общественным деятелем.

 

А.С. Фаминцын твердо и последовательно проводил в жизнь свое убеждение: «наука и просвещение народных масс — действительно два талисмана, перед которыми со временем преклонятся меч и золото» (1, с. 16). Интерес к научному наследию А.С. Фаминцына в России и за рубежом не иссякает (2, 3), поскольку его мысли и дела находят воплощение в исследованиях современных биологов. Он внес весомый вклад в познание структуры и функций растения. Исследуя влияние света на фотосинтез и его аппарат, устанавливая связи этой функции с дыханием и ростом растений, А.С. Фаминцын закладывал основы понимания сущности продукционного процесса.
Проведя ранние детские годы на родине — в Сокольниках близ Москвы, он более 70 лет прожил в Петербурге, где состоялся как ученый и выдающаяся личность. Окончив в 1857 году естественное отделение Петербургского университета, А.С. Фаминцын в 1858-1860 годах прошел стажировку (подготовку к профессорскому званию) в университетах и ботанических лабораториях Германии и Франции. Его учителями были в России — Л.С. Ценковский, в Германии — Антон де Барии и К.Г. Бабо, во Франции — Г. Тюре. На выбор А.С. Фаминцыным ботанической специальности решающее влияние оказал профессор Л.С. Ценковский (1822-1887) — биолог-эволюционист, автор известных исследований в области бактериологии, сравнительного изучения водорослей, грибов, простейших. Будучи студентом второго курса Петербургского университета, А.С. Фаминцын выполнил анатомическую работу «Естественная история хвойных С.-Петербургской губернии», в которой сравнил особенности развития верхушечных и пазушных почек у сосны, ели, можжевельника с учетом среды обитания растения. За эту работу в 1855 году студент Фаминцын был награжден золотой медалью.
Эволюционные идеи Л.С. Ценковского, проводимые им в исследованиях и лекциях еще до появления учения Ч. Дарвина, повлияли и на дипломную работу А.С. Фаминцына «Организмы на границе животного и растительного царства», опубликованную в 1860 году. Поставив в ней вопрос об единстве органического мира, А.С. Фаминцын стремился обосновать и подтвердить фактами это положение все последующие годы.
В 1861 году он защитил диссертацию на степень магистра ботаники на тему: «Опыт химико-физиологического исследования над созреванием винограда». Эта работа способствовала основанию новой в России отрасли знания — биохимии. Она имела не только теоретическое, но и прикладное значение, соединяясь с задачами сельского хозяйства. А.С. Фаминцын изучал динамику созревания винограда, исследовал распределение и превращение органических веществ (прежде всего, крахмала) в ягодах. В этой связи примечательны слова К.А. Тимирязева о том, что нигде цели стремлений физиолога и агронома не прикасаются так близко, как в разрешении задачи «проследить происхождение, поступление и все превращения вещества в растении» (4, с. 338). А.С. Фаминцын наблюдал изменения в содержании сахара в ягодах винограда, установил его увеличение по мере их созревания, определил состав и количество органических кислот, дубильных веществ в онтогенезе растения. Результаты этой экспериментальной работы вызвали интерес у виноделов и нашли практическое применение.
Защита диссертации магистра укрепила положение А.С. Фаминцына в Санкт-Петер-бургском университете, в ботанический кабинет которого он был принят внештатным преподавателем еще в 1860 году. Тогда же он начал читать лекции по физиологии и анатомии растений. Спустя три года А.С. Фаминцын поступил в штат университета и получил звание доцента по ботанике, а его курс физиологии растений был узаконен как самостоятельный. Это событие стало знаковым в истории Петербургского университета. Оно случилось, по утверждению К.А. Тимирязева, «не только ранее, чем в других русских университетах, но и ранее, чем где-либо на свете» (5, с. 159).
Факторами служебного продвижения А.С. Фаминцына стали его способности, увлеченность наукой и колоссальное трудолюбие. Свою работу он характеризовал как «крайне напряженную и беспрерывную». В 31 год А.С. Фаминцын защитил диссертацию на степень доктора ботаники. На этот раз в центре внимания было воздействие света на растительные организмы — водоросли и покрытосеменные растения. На основании сравнения образования крахмала и деления клеток Фаминцын установил, что и те и другие относятся к действию света одинаково (6, с. 53-54). Сравнительно-физиологический метод был использован им и в других экспериментах по поиску общих закономерностей в процессах жизнедеятельности растений.
В научном наследии А.С. Фаминцына важное место занимают также результаты его исследований влияния света на образование хлорофилла, его расположение в листьях растений различных таксонов. Он изучал водоросли (в основном спирогиру), мхи, цветковые. Ученый установил, что в листьях цветковых растений, как и у водорослей, образование хлорофилла лучше всего происходит при свете средней интенсивности (7). Эта работа А.С. Фаминцына нашла отклик и развитие в трудах К.А. Тимирязева (8, с. 341). Неудержимая потребность расширить рамки исследований по фотосинтезу с использованием новых методик привела А.С. Фаминцына к изобретательству. Он создал прибор для изучения влияния искусственного света на растения, в конструкцию которого входила керосиновая лампа. С его помощью он убедительно доказал факт фотосинтеза (ассимиляцию углерода и образование крахмала) при освещении керосиновой лампой. В январе 1868 года на Первом съезде русских естествоиспытателей и врачей, проходившем в Петербурге, А.С. Фаминцын представил эти результаты, а в 1869 году Академия наук Франции присудила ему престижную премию имени Монтиона за серию исследований по выяснению влияния искусственного и естественного света на растения.
Работы А.С. Фаминцына по достоинству были оценены и в России. Он успешно продвигался по службе в университете, став в 1867 году его профессором. Научные заслуги А.С. Фаминцына послужили основанием для его избрания в Императорскую академию наук: в 1878 году — адъюнктом по физико-математическому отделению (ботаника), в 1884 году — экстраординарным академиком. В представлении к повышению отмечалось, что «неутомимая ученая деятельность А.С. Фаминцына заслуживает особенного внимания» (9, с. 67).
В 1883 году увидела свет его книга «Обмен веществ и превращение энергии в растениях» (фундаментальный труд — итог многолетних исследований А.С. Фаминцына — был переиздан в 1989 году). В предисловии к этой первой в России монографии по физиологии растений автор четко обозначил две задачи — критическое обобщение фактических данных о питании растений и сравнительный анализ (в общебиологическом аспекте) процессов питания у растений и животных. Она была логически связана с предыдущими работами и подчинена общей цели — поиску единства в многообразии живого. Мысль о таком единстве была ключевой доминантой в экспериментальных и теоретических исследованиях А.С. Фаминцына. Редактор второго издания монографии А.С. Фаминцына А.Л. Курсанов подчеркивал, что ее главная идея — биохимическое единство органического мира, подтвержденное фактическими доказательствами. Сопоставив особенности питания животных и растений, А.С. Фаминцын констатировал двухфазность этого процесса у последних (первая фаза — синтез органических соединений из минеральных солей, углекислоты и воды в присутствии света, вторая — построение из органических соединений клеток, тканей, органов) и убедительно обосновал сходство второй фазы питания у растений и животных. Он заключал: «Одни только процессы второй фазы питания, присущие всем растениям без исключения, представляют полнейшее сходство с процессами питания животных организмов» (10, с. 529). В выводах ученого содержится новаторская для конца XIX века мысль о взаимодействии функций питания и дыхания.
Идея единства процессов жизнедеятельности животных и растений легла в основу «Учебника физиологии растений», опубликованного А.С. Фаминцыным в 1887 году. Многие страницы этой книги, адресованной ботаникам и специалистам в области агрономии, автор посвятил обоснованию вывода Ч. Дарвина о раздражимости как общем свойстве живых существ. Напомним, что это положение в конце XIX века приходилось особо отстаивать.
В связи с 200-летием со дня рождения Чарльза Дарвина (1809-1882) и 150-летием выхода в свет его знаменитого труда «Происхождение видов» закономерно обозначить вклад А.С. Фаминцына в распространение и развитие дарвинизма в России. Начало и расцвет научной деятельности А.С. Фаминцына пришлись на периоды борьбы за утверждение самой идеи эволюции и за объяснение механизма эволюционного процесса (прежде всего, в форме теории Ч. Дарвина) в биологии. А.С. Фаминцын активно способствовал обоснованию идеи эволюции в своих ботанико-физиологических исследованиях, участвовал в осмыслении и распространении дарвинизма в России. А.С. Фаминцын не был, как говорил сам, «безусловным поклонником учения Дарвина» (11, с. 627), заняв еще в 1870-х годах четкую позицию высокой общей оценки трудов Дарвина и выступив по этому вопросу с речью на акте в Санкт-Петербургском университете в феврале 1874 года. А.С. Фаминцын признавал ключевые положения эволюционной теории Дарвина — борьбу за существование и естественный отбор в качестве факторов эволюции, однако указал на проблему прогрессивного развития как самую слабую сторону учения Дарвина (12, с. 18). Стремлением дополнить, углубить обозначенную проблему, требующую, на его взгляд, дальнейшей разработки, было продиктовано обращение к феномену симбиоза и его роли в эволюции. Это направление исследований А.С. Фаминцына было новаторским в физиологии растений и эволюционной теории.
Упорно и последовательно в течение многих лет А.С. Фаминцын изучал примеры сосуществования двух различных организмов (например, водоросли с инфузорией). Экспериментальным путем он пытался ответить на вопрос, представляет ли клетка растений «неделимую жизненную единицу» или ее можно разложить на составные части — органоиды, способные к самостоятельному росту и развитию, был занят поиском способов выделения культуры хлоропластов. А.С. Фаминцын руководствовался предположением, что клетка представляет собой симбиотический комплекс. Отправной точкой послужило совместное с О.В. Баранецким открытие двойственной природы лишайников, состоящих из гриба и водоросли (13). Эти данные были использованы А.С. Фаминцыным как объективное доказательство участия симбиоза в эволюции организмов. «Синтез лишайников, — уточнял он, — представляет особенный интерес, как первый непосредственно наблюденный факт происхождения более сложной растительной формы через соединение и взаимодействие более простых, первое неопровержимое фактическое доказательство теории эволюции организмов» (14, с. 12). А.С. Фаминцын опережал свое время, генерируя смелые идеи, не встречавшие понимания у современников, но получившие поддержку и развитие у биологов много позднее (3, 15-18).
В 1889 году А.С. Фаминцын покинул Петербургский университет. Однако он не оставался в стороне от проблем образования, неоднократно выступал в защиту демократических прав студентов, за расширение академической свободы, автономию университетов, улучшение быта студенческой молодежи. Наиболее ярко его гражданская позиция и демократические убеждения проявились в революционные дни 1905 года и последующий период (2).
С 1890 года А.С. Фаминцын сосредоточил свои исследовательские и организационные усилия на работе в Императорской Академии наук. По его инициативе и при непосредственном участии была основана Лаборатория по анатомии и физиологии растений (19) — первый в России научно-исследовательский центр по физиологии растений, в котором в разные годы работали не только петербургские ботаники, но и ученые из других городов. Позднее, в 1930-х годах, эта лаборатория была переведена в Москву и стала Институтом физиологии растений им. К.А. Тимирязева РАН. А.С. Фаминцын создал научную школу ботаников-физиологов. Его ученики и последователи — О.В. Баранецкий, А.Ф. Баталин, И.П. Бородин, С.И. Виноградский, Д.И. Ивановский, В.В. Лепешкин, В.А. Ротерт, К.А. Тимирязев, М.С. Цвет. Представители этой школы, объединенные общим научным подходом и эволюционным стилем мышления, внесли существенный вклад в познание структуры и функции растительного организма (20).
В марте 1891 года А.С. Фаминцына избрали ординарным академиком по физико-мате-матическому отделению Императорской Академии наук на место, ставшее вакантным после смерти К.И. Максимовича (1827-1891) — известного ботаника, исследователя флоры Сибири, Дальнего Востока, Японии. Президентом Академии в это время был Великий князь Константин Константинович Романов (1858-1915). В представлении к избранию А.С. Фаминцына в ординарные академики учитывались не только предложенные им новации в познании анатомо-физиологи-ческой системы растения, теоретическая трактовка экспериментальных данных, но и их прикладное значение. «Те сведения, которые удалось добыть г. Фаминцыну, — отмечалось в документе, — уже применяются к сельскому хозяйству и приносят ему ныне значительную пользу» (21). В последующие годы А.С. Фаминцын проводил в Академии большую научную и организационную работу, успешно уделяя большое внимание состоянию сельского хозяйства в России.
Практическую реализацию получили его исследования по динамике созревания винограда, применению искусственного освещения в экспериментах по изучению процесса фотосинтеза (22, 23). Представив аппарат, сконструированный для освещения опытных растений в условиях «недостаточности света», А.С. Фаминцын еще в 1868 году по сути основал новое научное направление — светокультуру, столь актуальное для северных регионов. Эта идея получила воплощение в 1930-1940-х годах в работах Н.А. Максимова, А.Ф. Клешнина и др., и источники искусственного освещения стали могучим фактором развития северного растениеводства (24, 25). А.С. Фаминцын способствовал актуализации проблемы солеустойчивости растений, открыл ее перспективы. С трибуны III Съезда русских естествоиспытателей, проходившего в Киеве в 1873 году, он изложил итоги сравнительно-физиологических опытов по изучению устойчивости водорослей, мхов, заростков папоротников и некоторых видов цветковых растений к воздействию растворов неорганических солей разной концентрации (26). Выявление различий в реакции представителей разных таксонов на засоление имело значение для понимания эволюционного формирования механизмов устойчивости. Эти эксперименты А.С. Фаминцына, как и исследования, выполненные его учеником А.Ф. Баталиным на галофитах, содействовали познанию процессов адаптации растений к засолению, необходимых для создания рациональных приемов агротехники (27).
Соединяя фундаментальные исследования с прикладными задачами, А.С. Фаминцын, в сущности, продолжал традиции, заложенные его предшественником по Академии наук Н.И. Железновым (1816-1877). Отметим важный, но малоизвестный в сельскохозяйственной биологии факт. В 1850-х годах в Новгородской губернии, в имении Наронове Н.И. Железнов основал опытную лабораторию и метеорологическую станцию (28), на которой проводил наблюдения за ростом и развитием сельскохозяйственных растений в зависимости от температурных и почвенных условий (29). Это была первая в России специализированная агрофизическая опытная станция — предшественница организованной А.С. Фаминцыным в 1890 году в Академии наук Лаборатории по анатомии и физиологии растений.
Идеи Н.И. Железнова по развитию сельского хозяйства А.С. Фаминцын стремился воплотить и в более масштабном проекте — организации Центрального агрономического института. В январе 1900 года на Первом метеорологическом съезде он выступил с программной речью, в которой уделил внимание развитию агрономического опытного дела в России (30). По мысли А.С. Фаминцына, проектируемый им институт должен содействовать поднятию урожайности возделываемых растений.
В пореформенной России актуальность учреждения Центрального агрономического института с подведомственными ему сельскохозяйственными опытными станциями и опытными полями определялась требованием времени. Разрозненное землепользование, недостаточность знаний среди земледельцев тормозили развитие сельского хозяйства. Этот вопрос обсуждался еще в 1868 году на Первом съезде русских естествоиспытателей. В частности, А.В. Советов говорил о необходимости естественнонаучных знаний, их практическом приложении. «Наука всегда и везде приуготовляла пути к улучшению источников благосостояния человека. А в числе этих источников земледелие для России не есть ли самый первый и главный источник» (31, с. 91). Запрос на научные приемы выращивания культур, создание опытных станций был четко сформулирован и в 1895 году на Всероссийском съезде сельских хозяев в Москве. Своевременность инициативы А.С. Фаминцына, его программы организации экспериментального аграрного института была очевидна.
Ученый изложил базовые положения проекта, обосновал создание комплексного учреждения с исследовательскими и образовательными задачами. Он уточнял, что успех работы института будет определяться распространением среди земств, землевладельцев и крестьян научных знаний о процессах жизнедеятельности растений в связи с условиями их обитания: географическими, климатическими, почвенными. Отсюда пристальное внимание А.С. Фаминцына к работам В.В. Докучаева (1846-1903), его взглядам на развитие почвоведения. А.С. Фаминцын разработал структуру Аграрного института. По его убеждению, институт должен был состоять из трех отделов: ботанического, почвенного и зоологического. Предусматривалось устройство физиологической лаборатории, музея, посвященного культурным растениям, библиотеки, образовательных курсов. «Цельные курсы по растениеводству или отдельные лекции по более специальным вопросам, — отмечал он, — в особенности же показательные поля и коллекции сельскохозяйственных растений, маленькие библиотечки из общедоступных книжек по естествознанию и сельскому хозяйству при сельскохозяйственных станциях и опытных полях являются крайне желательными» (32, с. 111). А.С. Фаминцын считал, что возглавлять институт должен совет, состоящий из специалистов по агрономии и главнейшим отраслям естествознания, имеющим отношение к культуре растений. Аргументируя ключевые положения своей программы, он открывал обширное поле деятельности для ученых и педагогов в Научно-исследовательском аграрном институте, обращенном к высокой цели — увеличению народного благосостояния. «Агрономическому институту, — заключал А.С. Фаминцын, — предстоит важная и в то же время интересная и благодарная работа: из имеющегося уже в изобилии сырого материала воздвигнуть прочное и величественное здание, связав воедино отдельные части крепким цементом духовного объединения» (30, с. 51).
Программа А.С. Фаминцына не ограничивалась исследовательской и образовательной функциями. Она имела четко выраженный социальный аспект, не только соответствуя уровню развития России в начале XX века, стоящим перед ней аграрным задачам, но по ряду позиций опережала их. А.С. Фаминцын принимал участие в мероприятиях, связанных с организацией опытного дела в России. О проекте Центрального агрономического института он еще раз убедительно говорил на заседании секции агрономии XI Съезда русских естествоиспытателей и врачей в 1901 года в Петербурге, сообщив, что он находится на рассмотрении правительства. Секция агрономии, членами которой были С.М. Богданов, П.А. Земятченский, П.С. Коссович, Д.Н. Прянишников, признала вполне желательным создание экспериментального агрономического института как строго научного учреждения (33). В октябре 1908 года на заседании Императорского Вольного экономического общества А.С. Фаминцын в ходе обсуждения «Проекта организации порайонного изучения сельского хозяйства», разработанного В.В. Винером, не преминул выступить в защиту своих идей и концепции агрономического института, призванного поднять уровень сельского хозяйства в России на основе объединения и правильной постановки агрономического опытного дела (34).
Проект А.С. Фаминцына имел как защитников, так и противников. Ученый уточнял, дополнял его положения. Он участвовал в работе совещания по организации сельскохозяйственного опытного дела в России (ноябрь 1908), говорил о необходимости связи проектируемого агрономического института с местными учреждениями, земствами, опытными станциями, научными обществами, крестьянами, изучении земледелия России по совершенным методикам, на основе строго научных данных (35). В обсуждении проблемы на совещании участвовали В.В. Винер, К.Д. Глинка, Д.Н. Прянишников, П.С. Кассович.
Следует отметить, что А.С. Фаминцын был активным членом Императорского Вольного экономического общества, основанного в 1765 году. В 1867 году по приглашению общества он прочитал свои знаменитые лекции о питании растений, в 1903 году был избран вице-президентом Вольного экономического общества, в 1907 году — его президентом. Он принял непосредственное участие в основании Русского ботанического общества и был избран в 1916 году его почетным пожизненным президентом.
Первая мировая война (1914-1918) внесла коррективы в деятельность академика. Свои усилия он обратил, как говорил сам, на «помощь отечеству», его нужды, на устранение «нашей вопиющей экономической отсталости» (36, с. 1). А.С. Фаминцын возглавил работу комиссии по изучению вредного влияния мокрой головни пшеницы на организм человека и домашних животных (37). В 1915 году он совместно с В.И. Вернадским, И.П. Бородиным, Б.Б. Голицыным и А.П. Карпинским выдвинул предложение об организации Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), обосновал ее актуальность и задачи. В этой работе объединялись интересы государства, науки, общества.
А.С. Фаминцын выступал за международное сотрудничество ученых, за совместную разработку сложнейших вопросов эволюционной биологии (38).
А.С. Фаминцын скончался 8 декабря 1918 года. За несколько месяцев до этого он был избран почетным членом Сельскохозяйственного ученого комитета. Председатель комитета сообщил академику: «Выдающаяся научная и общественная деятельность Ваша не могла не обратить на себя внимания Сельскохозяйственного Ученого комитета. Высоко ценит Комитет также труды Ваши по проведению в жизнь идеи устройства Агрономического института, ныне осуществляемой путем преобразования бывшего Ученого комитета из ведомственного учреждения в Институт сельскохозяйственных наук, как высший рассадник научно-прикладных сельскохозяйственных знаний» (39, с. 2014). Научные идеи академика А.С. Фаминцына, его теоретические представления относительно тенденций эволюционного развития растительного организма, его дела, демократический строй мыслей актуальны и в XXI веке (40).

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ф а м и н ц ы н  А.С. Ответ на приветствие в день 50-летнего юбилея научной деятельности. Тр. Имп. Вольного эконом. общ-ва, 1909, 6: 16-17.
2. С т р о г о н о в  Б.П. Андрей Сергеевич Фаминцын. М., 1996.
3. H o x t e r m a n n  E. Genetische Kontinuitat und physiologische Autonomie der Plastiden. Evolution durch Koopertion und Integration. Marburg, 2007: 285-313.
4. Т и м и р я з е в  К.А. Основные задачи физиологии растений. Избр. соч. М., 1948, II: 331-358.
5. Т и м и р я з е в  К.А. Развитие естествознания в России в эпоху 60-х годов. Соч. М., 1939, VIII: 137-177.
6. Ф а м и н ц ы н  А.С. Действие света на водоросли и некоторые другие близкие к ним организмы. СПб, 1866: 2-56.
7. Ф а м и н ц ы н  А.С. Действие света на образование хлорофилла в цветковых растениях. Натуралист, 1867, 10-12: 158-159.
8. Т и м и р я з е в  К.А. Действие света на хлорофилловое зерно. Соч. М., 1937, I: 341.
9. Петербургский филиал архива РАН: фонд 4, опись 4. Дело 625: 67-68.
10. Ф а м и н ц ы н  А.С. Обмен веществ и превращение энергии в растениях. М., 1989: 9-637.
11. Ф а м и н ц ы н  А.С. Данилевский и дарвинизм. Опровергнут ли дарвинизм Данилевским? Вестник Европы, 1889, 1(2): 616-643.
12. Ф а м и н ц ы н  А.С. Дарвин и его значение в биологии. СПб., 1874: 2-22.
13. F a m i n t z i n  A.,  B a r a n e t z k y  J. Zur Entwickelungsgeschichte der Gonidien und Zoosporenbildung der Flechten Mem. Acad. Sci. St.-Petersbourg. 1867, Ser. VII, XI, 9: 1-6.
14. Петербургский филиал архива РАН. Фонд 39, опись 1. Дело 37: 12.
15. К о з о - П о л я н с к и й  Б.М. Теория симбиогенеза и «пангенезис  временная гипотеза». Дневник 1-го Всероссийского съезда русских ботаников в  Петрограде. Пг., 1921: 101.
16. M a r g u l i s  L. Symbiosis in cell evolution. San Francisco, 1981: 328.
17. H o x t e r m a n n  E.,  D i e t e r  M. Symbiose und Symbiogenese — Entdeckung und Entwicklung eines biologischen Problems. Evolution durch Kooperation und Integration. Marburg, 2007: 227-284.
18. Х а х и н а  Л.Н. Проблема симбиогенеза. Л., 1977: 3-155.
19. Петербургский филиал архива РАН. Фонд 39, опись 1. Дело 63: 1.
20. М а н о й л е н к о  К.В. Роль А.С. Фаминцына в формировании эволюционного направления в физиологии растений. В сб.: Андрей Сергеевич Фаминцын. Жизнь и научная деятельность. Л., 1981: 131-149.
21. Петербургский филиал архива РАН. Фонд 4, опись 4. Дело 625: 67-68.
22. Ф а м и н ц ы н  А.С. Опыт химико-физиологического исследования над созреванием винограда. СПб, 1861: 1-27.
23. Ф а м и н ц ы н  А.С. Описание аппарата для исследования действия искусственного света на растения. Тр. I Съезда рус. естествоиспытателей и врачей. Отд. ботаники. СПб, 1868: 94-97.
24. М а к с и м о в  Н.А. Применение искусственного освещения для ускорения селекционной работы. Семеноводство, 1934, 4: 16-19.
25. К л е ш н и н  А.Ф. Растение и свет. Теория и практика светокультуры растений. М., 1954.
26. Ф а м и н ц ы н  А.С. О новейших разысканиях над водорослями в растворах неорганических солей. Тр. III Съезда рус. естествоиспытателей и врачей. Отд. ботаники. Киев, 1873: 5.
27. Б а т а л и н  А.Ф. О влиянии хлористого натрия на развитие Spergularia media var. marginata, Salsola soda и Sal. mutica. Тр. С.-Петербургского общ-ва естествоиспытателей. СПб, 1875, VI, Протоколы: LXVII.
28. М а н о й л е н к о  К.В. Николай Иванович Железнов. 1816-1877. М., 2007: 74-76.
29. Петербургский филиал архива РАН. Фонд 2, опись 1860. Дело 29: 9-10.
30. Речь академика А.С. Фаминцына на заседании комиссии 25 января. Протоколы Первого метеорологического съезда при Императорской Академии наук 24-31 января 1900. СПб, 1900: 41-51.
31. С о в е т о в  А.В. О значении естественных наук для сельского хозяйства. Тр. Первого съезда русских естествоиспытателей в С.-Петербурге происходившего с 28 декабря 1867 по 4 января 1868 г. Спб, 1868: 77-92.
32. Ф а м и н ц ы н  А.С. Пояснительная записка к проекту Центрального Агрономического института. Протоколы Первого метеорологического съезда при Императорской Академии наук 24-31 января 1900. СПб, 1900: 109-118.
33. Дневник XI Съезда рус. естествоиспытателей и врачей (в С.-Петербурге 20-30 декабря 1901 года). СПб, 1902: 551.
34. Ф а м и н ц ы н  А.С. Замечания: «Проект организации порайонного изучения сельского хозяйства» (В.В. Винер). Тр. Имп. Вольного эконом. общ-ва, 1908, 2(6): 30-33.
35. Ф а м и н ц ы н  А.С. Сообщение о проекте Института опытной агрономии. Тр. совещания по организации сельскохозяйственного опытного дела в России, происходившего при Главном Управлении Землеустройства и Земледелия с 14 по 20 ноября 1908 г. СПб, 1909: 139-143.
36. Записка академика А.С. Фаминцына. Постоянная комиссия по изучению естественных производительных сил России, состоящая при Императорской Академии наук. Пг., 1915: 1-14.
37. Ф а м и н ц ы н  А.С. Заявление о борьбе с голодом и снабжении голодающих хлебом. Изв. Имп. Академии наук, 1912, сер. VI, 6, 2: 111-112.
38. Ф а м и н ц ы н  А.С. Первый съезд Международной Ассоциации академий. Мир божий, 1902, 1: 158-172.
39. Изв. Имп. Академии наук, 1918, сер. VI, 12: 2014.
40. Т а х т а д ж я н  А.Л. Principia tektologica. Принципы организации и трансформации сложных систем: эволюционный подход. СПб, 1998: 117.

Институт истории естествознания и техники
им. С.И. Вавилова РАН, Санкт-Петербургский филиал,

199034 г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 5,
e-mail: mbkonashev@mail.ru

Поступила в редакцию
2 декабря 2008 года

 

Оформление электронного оттиска

назад в начало